Работа продолжает цикл психофизических экспериментов по изучению особенностей опознания зрительных стимулов разного цвета и разного размера детьми раннего дошкольного возраста. Для измерений использовали игровую методику организации зрительного выбора с помощью сенсорного экрана монитора в условиях тишины и введения акустического фона – записи шума в группе детского сада, включающего разговорную речь детей (“детское многоголосие”). Шум подавали через наушники, его интенсивность составляла 45 дБ (уровень разговорной речи). В исследовании участвовали дети в возрасте 3–4 лет (n=31), посещающие городской детский сад. Все дети обладали нормальным зрением и слухом. Результаты подтвердили ранее полученные данные о том, что дети этого возраста значимо хуже (количество ошибок) осуществляют выбор из геометрических фигур по признаку “цвет”, чем по признаку “размер”. Введение шума “детского многоголосия” не изменяет это соотношение, но значимо увеличивает количество попыток решения и время ответной сенсомоторной реакции (p<0.01), особенно при выборе по признаку “цвет” (p<0.001). Дополнительный анализ поведения позволил выделить подгруппу, условно, “тревожных” детей, чьи показатели зрительного выбора, особенно на фоне акустической помехи, были в 3–4 раза хуже остальных участников тестирования. При сравнении результатов с данными предыдущего исследования обнаружено, что взрослая разговорная речь является более сильной перцептивной помехой по сравнению с шумом “детского многоголосия”. Это может объясняться адаптацией детей к шумовому фону детского сада, но требует продолжения исследования с более детальным анализом характеристик шума, а также психологического профиля детей и уровня их тревожности. Результаты имеют практическое значение для организации процессов обучения, в том числе коррекционной работы в сфере специального образования.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation